Выбор темы

Темы исследовательских работ по истории и не только



Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. 
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. 
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. 
Подведение ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны его интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека– сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные, объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, ограничена у младшего школьника. Выполнить исследование «на одном дыхании» ПРАКТИЧЕСКИ ОЧЕНЬ СЛОЖНО. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Выбирая тему, надо учитывать:
Возможный уровень решения.
Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается уровня подачи проблемы, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения, и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных эта пах обучения по-разному, с различной степени глубины.
Желания и возможности 
Надо учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение приводит к «пустословию». Это мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий